Йоль - день зимнего солнцестояния: магические обряды и ритуалы

Наступил декабрь, а вместе с ним приходит и загадочный темный Йоль. Этот праздник берет свое начало в глубине веков у германских народов, откуда и дошел до наших дней.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Сакральный смысл Йоля
  • Традиции празднования Йоля
  • Йольские расклады Таро
  • Йольские кушанья и рецепты
  • Йольское полено
  • Йольский глинтвейн
Праздник Йоль преимущественно германо-скандинавский. Во всяком случае, именно в этих землях он отмечался наиболее широко и с размахом.
Самая длинная ночь в году - это зимнее солнцестояние, поворотный пункт между зимой и весной. В разных языках он именовался немного по-разному: Yull, Yule, Joel, Joll. Изначально языческий, позднее он отмечался и в христианские времена.

День зимнего солнцестояния, праздник Йоль, представляет собой кульминацию и середину зимы. В Исландии зима начиналась в середине октября, а лето начиналось в апреле, таким образом Йоль отмечался по старому стилю в начале января. С приходом христианства старые праздники стремились либо отменить совсем, либо вытеснить новыми, христианскими. Второй способ оказывался более успешным - люди не лишались привычного праздника и даже многие символы и атрибуты его сохранялись, но менялось его название и смысл. Таким образом Йоль понемногу смешался с европейским Рождеством и Новым годом.

Время Йоля
Те, кто может точно определить положение светил, празднуют его на зимнее солнцестояние. День зимнего солнцестояния в 2017 году приходится на пятницу, 22 декабря. Не везде этот день можно в полной мере назвать днем - в некоторых северных районах (например, на севере Норвегии) солнце вообще не поднимается над горизонтом, так что сам день собственно и не наступает, есть лишь самая долгая в году ночь. Те 12 дней “подземного солнца” в средние века назывались Йольтайд, и завершались последней, 12 ночью Йоля.

Происхождение названия Йоль сейчас неизвестно. По некоторым версиям оно возникло из старинного исландского слова, означавшего “колесо”, по другим - что оно связано с одним из имен бога Одина, Йольмир. Возможно, Йоль был назван так именно из-за нескольких темных суток, когда мировое колесо достигало своей нижней точки, чтобы потом снова продолжать свое движение к свету. Словообразование - штука хитрая и сложная к разгадыванию, с учетом этого особенно интересно звучит по-русски название традиционного зимнего дерева - ель, ёлка.

В иных местах Йоль связывался с другим скандинавским богом - Тором, и видимо с козлами Тора ассоциировались традиции переодеваний ряженых в козлов и всякие игрища с козлиной атрибутикой. Имя Тора вносило в празднование дух веселья и щедрости, мужскую боевую энергетику.
Есть еще один вариант происхождения названия - от староанглийского слова Gūol, которое переводится как “желтый, золотой, сияющий”. Чтобы пояснить эту версию, необходимо разобраться в сакральном значении праздника Йоль для германо-скандинавских народов.

Сакральный смысл Йоля

Из праздников Северной Традиции именно Йоль считался самым главным и священным, наполненным силой. Тринадцать ночей Йоля, начиная с ночи солнцестояния, - пограничное время, когда все миры переплетались и встречались между собой. Тролли приходят в дома людей, боги и мертвые свободно перемещаются между границами миров, а живые, умеющие соприкасаться с миром мертвых, именно в эти дни могут выйти из тела и испытать иные формы бытия. Но это и дни великого праздника.
Германцы полагали, что именно на Йоль, в глубине зимы, происходит зарождение нового теплого года, то есть закладываются основы возрождения из холодной тьмы Короля Дуба (Солнечного короля), несущего свет и тепло всему живому.
Бог умирает на Самайн и уходит в мир мертвых, а Богиня в двух ипостасях - одна, молодая и плодородная сторона, уходит за мужем, а сверху на земле остается богиня-старуха, Мать Холодов, воплощающая разрушение и смерть. Молодая богиня в чертогах мертвых зачинает нового бога - и время ее беременности является безвременьем, периодом ожидания, которые происходят перед Йолем.
Время родов приходится на Йоль, а ночь до солнцестояния называлась Модранехт - Ночь Матери, или же Мать всех ночей - в эту ночь богиня-старуха, Мать Холодов, рождала молодого Бога Дуба, солнечного младенца, таким образом олицетворяя идею перерождения, возрождения жизни из смерти, а порядка из хаоса. Юный бог начинал битву со старым королем (отцом), за право быть в мире живых, и побеждал его через 12 дней, когда солнце снова показывалось над горизонтом. Ночь Матери проходила под началом матери семьи (и всех женских духов, сущностей, предков, которые оберегают и заботятся о семье).

Эта первая ночь и вечер проводился в компании близких и семьи, потому что быть одному в самое мистическое и темное время года считалось попросту опасным из-за близкого соседства темных сил и представителей иных миров - оставаться в одиночестве было нельзя.
Но самой главной конечно была следующая ночь - ночь солнцестояния, когда зажигался йольский костер и давались клятвы на следующий год. Приводили жертвенное животное (вепря), празднующие по очереди касались его и произносили свои обещания. В магическом смысле это самая сильная ночь года. То, что делается и говорится до захода солнца в день после Ночи Матери и перед ночью солнцестояния, определяет весь грядущий год человека.

Через двенадцать дней, на тринадцатую ночь, празднование Йоля завершается (Þrettándi, тринадцатая ночь на старосеверном). По нашему времени она выпадает на канун 3 января, если отсчитывать Йоль от 21 декабря. Знамения, знаки и послания этих суток считаются наиболее верными, это своего рода кульминация гадательных дней. Слова и заговоры этих дней также считаются самыми сильными.

У славян на эти дни приходятся святки - сейчас христианские, раньше это было временем гаданий, ворожбы, хождений за порог, чтобы узнать имя суженого-ряженого. И до сих пор именно в период конца декабря - начала января для гаданий считается самое лучшее время.

Именно он вдыхал жизнь в семена и отогревал холодную землю. И именно после Йоля день начинал прибывать, солнца становилось все больше и весна понемногу забирала свои права.

Традиции празднования Йоля

Как и на прочие сезонные события, древние германцы на Йоль устраивали большой праздник - со своими особыми традициями, ритуалами и блюдами.

Символы Йоля
Повсюду на Йоль приносили в дом ветки вечнозеленых деревьев или деревья целиком и украшали их. Вечнозеленые растения зимой - символ жизни даже в самое холодное время года. На него вешались печенья, самодельные игрушки и ленты.

Под дерево складывали подарки. С одной стороны, эти подарки являются подношением для духов и предков, с другой - наоборот, символизируют подарки семье от существ иного мира. Сейчас эти существа соединились в образе Санта Клауса (Баба Натале в Италии, Дед Мороз в России, Йоулупукки у финнов, сохранивший созвучие с Йолем, и прочие рождественские деды).

В Британии сжигается специальное йольское полено (или рождественское, кому как ближе). Его необходимо найти перед Йолем в течение 12 часов, а потом постепенно сжигаться все время, пока празднуется Йоль, то есть все тринадцать дней. Это полено служит защитой от темных сил, но традиция присутствует не везде. Уголек от полена хранили в доме в течение всего года как оберег. Помимо вечнозеленых растений (падуб-остролист, сосна, пихта, можжевельник, омела, ель), которыми украшался весь дом, существуют и многие другие ритуалы этого времени. Интересно, что у славян традиция использования еловых веток появилась много позже, потому что к этому дереву относились с опаской. Зато повсюду, включая славянские земли, имелись обряды с ряжеными на ночь солнцестояния, и было не принято открывать двери чужим - считалось, что постучаться мог кто угодно, пока в мире тьма. Аналог йольского полена существовал и у славян. Такое полено (деревяшку, корягу) называли бадняк, и жгли его с песенками и приговорами: Была интересная традиция - дарить друг другу шерстяные обновки. В Исландии верили, что тех, кто не успевал обзавестись до Йоля новой шерстяной вещью, будь то рукавицы или шапка, в йольские дни утащит Йольский кот. Им и пугали детей.

Ритуалы Йоля и современное празднование

Помимо вечнозеленых растений (падуб-остролист, сосна, пихта, можжевельник, омела, ель), которыми украшался весь дом, существуют и многие другие ритуалы этого времени. Интересно, что у славян традиция использования еловых веток появилась много позже, потому что к этому дереву относились с опаской.

Зато повсюду, включая славянские земли, имелись обряды с ряжеными на ночь солнцестояния, и было не принято открывать двери чужим - считалось, что постучаться мог кто угодно, пока в мире тьма.
Аналог йольского полена существовал и у славян. Такое полено (деревяшку, корягу) называли бадняк, и жгли его с песенками и приговорами:
  1. Гори-гори ясно, чтобы не погасло, пусть в полях пшеница густо колосится…
  2. Ты гори, костер, гори, смолы вешние вари, ты гори до неба, будет больше хлеба...
У западных славян такой костер представлял собой сгорающее прошлогоднее солнце, на место которого приходит новое молодое.

На Йоль хорошо не только дарить шерстяные вещи близким (помним о Йольском коте), но и вообще проводить обряды и магические действия, связанные с шерстью и нитями. Это создание кукол-оберегов, завязывание, плетение, узелки, обряды с вышивкой, расплетание старых ситуаций и узлов. Все старые узлы и путы необходимо развязать, чтобы войти в Йоль легкими и свободными.

Вообще хорошо, если Йоль празднуется ярко и шумно - это помогает отогнать ночь и помочь рождению молодого бога. Здорово, если удастся дождаться рассвета и поприветствовать юное Солнце.
Если нет возможности сжечь йольское полено по всем правилам, можно вместо этого небольшое поленце обставить горящими свечами, а после их догорания хранить полено в качестве домашнего оберега в течение года. Как вариант - небольшое поленце с ложбинками для трех свечей, такие можно купить в современных магазинах.

Йольское полено

Для бисквита:
  • 10 яиц
  • 200 г сахара
  • 150 г муки
  • 2 ч.л. ванильного сахара
Для шоколадно-сливочного крема:
  • 350 мл жирных сливок
  • 70 г сахарной пудры
  • 30 г какао-порошка
Для шоколадно-масляного крема:
  • 220 г сливочного масла комнатной температуры
  • 270 г сахарной пудры
  • 175 г белого шоколада
  • 3 ст.л. молока или сливок
Приготовление:

Готовим бисквит. Яйца разделяем на белки и желтки. Белки взбиваем до мягких пиков, добавляем половину сахара — постепенно, по 2 ст.л. за раз — и взбиваем до жестких пиков (в крутую пену). Желтки взбиваем с оставшимся сахаром + с ванильным сахаром, пока смесь не посветлеет и не увеличится в объеме. Добавляем в желтковую смесь муку и взбиваем миксером на средней скорости. Аккуратно, в 2 приема соединяем желтковую смесь со взбитыми белками.
Противень застилаем фольгой, выливаем тесто, разравниваем. Печем в разогретой до 180 градусов духовке 10-15 минут — бисквит должен зазолотиться. Вынимаем противень из духовки, переворачиваем бисквит на чистое кухонное полотенце, убираем фольгу и сворачиваем бисквит вместе с полотенцем в рулет, начиная с широкой стороны. Кладем на решетку и даем полностью остыть.

Пока остывает бисквит, готовим крем.
Для масляного крема шоколад растапливаем и охлаждаем до комнатной температуры. Взбиваем его вместе со сливочным маслом, пудрой и молоком до однородности и гладкости. Отставляем в сторону. Для сливочного крема взбиваем сливки с сахарной пудрой и какао.

После того, как рулет остынет, его аккуратно разворачиваем и убираем полотенце.
Намазываем бисквит сливочно-шоколадным кремом, оставляем по паре сантиметров с каждого конца несмазанными. Снова сворачиваем в рулет. С каждого конца по диагонали отрезаем от рулета по куску длиной около 5-7 см. Обмазываем рулет масляным кремом, торцы оставляем несмазанными. Из обрезков делаем “сучки” и прикладываем их к нашему “стволу”. Тоже обмазываем кремом.

Вилкой делаем на поверхности крема узор, имитирующий кору. Декорируем торт конфетами, цукатами и шоколадными листьями!

Йольский глинтвейн

  • 750 мл красного сухого вина
  • 75-100 мл настойки «Бехеровка» или «Рижский» бальзам
  • 1 палочка корицы
  • 3 шт гвоздики
  • 3-4 ст. ложки меда
  • щепотка молотого мускатного ореха
  • 1 апельсин или мандарин
  • кардамон по вкусу
Приготовление:
В подготовленную емкость влить вино, настойку или бальзам, а также добавить все специи. На медленном огне довести до температуры 50-60 С и добавить дольки апельсина или мандарина. Потомить немного глинтвейн на огне, не давая ему закипеть. Сняв с огня, накрыть крышкой и дать настояться 10-15 минут. Перед подачей напиток процедить и добавить мед.
Подавать такой глинтвейн следует в теплых бокалах, что даст возможность ему медленнее остывать.

Йольский кот

Исландских детей измальства пугают Йольским котом. Это животное — это мифический образ, мифологический герой, который приходит в дом под Рождество. Именно Йольский кот тех детей, которые за год отличились не в лучшем виде (сильно проказничали, были непослушными, хулиганили) может забрать с собой или съесть. А вот послушным деткам кот приносит подарки.


Йольский кот огромный, очень пушистый и до безобразия прожорливый. Еще он разгуливает по ночам и хватает лентяев (кроме непослушных детей). Именно на них Кот охотится и уверенно отличает бездельников и лоботрясов от всех других людей. Ведь ленивые люди всегда встречают праздник в старой одежде. Кто не пошил, не наткал, тому нечего одеть нового в праздник. А это значит, что все, кто не приобрел к празднику Йоля новую шерстяную одежку, достанутся в добычу Йольскому Коту. Их-то он поймает и съест!


Поверье об опасном и страшном чёрном коте было впервые записано в XIX веке. По фольклорным рассказам, Йольский Кот живёт в горной пещере со страшной людоедкой Грилой, которая похищает непослушных и капризных детей, с её супругом — лентяем Леппалуди, их сыновьями Йоласвейнарами, они же исландские Деды Морозы. По более поздней версии сказки, более гуманной, Йольский Кот забирает только праздничные угощения.


Происхождение мифологического существа — Йольского кота, отчасти, связано с традициями исландского быта. Овцеводство всегда занимало главное место в хозяйстве у исландцев. Производство сукна из овечьей шерсти было, по сути, семейным промыслом: после того, как осенью постригли овец, все члены семьи берутся за обработку шерсти. Обычно, работа была завершена к Святкам, когда в стране проходили ярмарки. Из этого сукна делалась зимняя одежда для всей семьи, особенно для подрастающих детей.


По обычаю, каждому члену семьи ткались носки и варежки. И получалось, что тот, кто хорошо и усердно работал до Святок, получал обновку, а бездельники оказывались, так сказать, у разбитого корыта. Чтобы мотивировать детей к работе, родители стращали их посещением страшного Йольского Кота.

Йольская омела

Британцы и американцы очень любят развешивать на Рождество омелу и целоваться под ней. На самом деле, это йольская традиция, которая чуть-чуть сместилась в календаре.
Время Йоля — это разгул призраков и нечисти. А омела еще в дохристианские времена у друидов имела ключевое значение в борьбе с нечистой силой.
Это верование восходит к легенде о скандинавском Бальдре, боге весны, которого ранили в сердце стрелой из омелы. И чтобы искупить вину растения, Фригг сделала его символом любви, а не ненависти — под его ветками стало принято целоваться.
Помните, как в «Гарри Поттере»?
"Mistletoe," said Cho quietly, pointing at the ceiling over his head.
"yeah," said Harry. His mouth was very dry. "It's probably full of nargles, though."
"What are nargles?"
"No idea," said Harry.
***
Чжоу показала на потолок над его головой.
— Омела.
— Да. — Во рту у него пересохло. — Но, наверное, кишит нарглами.
— Кто такие нарглы?
— Понятия не имею.
В древние времена омела была не только мощным стимулом зарождения новых семей, но и оберегом. Считалось, что нечисть не может под ней пройти и пробраться в дом.
Кстати, английское название омелы mistletoe происходит от протогерманской лексемы mistilaz, которую дословно можно перевести как «сидит на». Отличное описание растения, которое паразитирует на других деревьях.
Правда, в последние годы в США традиция развешивать омелу немного потеряла популярность.

Йоль — один из древнейших праздников, отмечаемых во многих культурах. У него разные бывают названия и сроки. Чаще всего, это праздник зимнего солнцестояния — ночь с 21 на 22 декабря.


Рождество 25 декабря — рождение солнца, день солнцеповорота (день удлиняется). И Новый год — ночь с 31 декабря на 1 января.



В древности праздник длился 13 ночей, начиная с 19 декабря и заканчивая ночью Нового года.


Название Йоль означает колесо, поворот. Поворот колеса жизни.


Эти тринадцать ночей от первого заката солнца и до последнего рассвета — брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершится жребий богов и вращается веретено богини Судьбы.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website