Бельтайн - праздник начала лета: магические обряды и ритуалы

В который уже раз повернулось Колесо года, и мы снова готовимся встречать Белтейн (он же Бельтайн, Белтайн или Бельтейн) - кельтский праздник начала лета, отмечаемый еще с времен раннего Средневековья в Ирландии, Шотландии, Англии и Уэльсе.

История Белтайна

Кстати, название произносят по-разному у разных народов. Скажем, в Ирландии этот языческий праздник звучит как "Болтана", а в Англии и США он произносится исключительно как "Белтейн" (Beltane). Название Белтейн восходит к гойдельской группе языков. Насчет точного происхождения этого слова ведутся споры, но самая распространенная версия связывает его с древнеирландскими корнями "tene" - огонь и "bel" - сияющий, также ассоциируясь с именем кельтского бога Бела, божества света, солнца и огня. Поэтому огненным ритуалам в этот день уделяли и уделяют особое внимание.


Известно, что традиции и магические ритуалы предков всегда были тесно переплетены с природными циклами, и праздник Белтейн здесь не исключение. Будучи по преимуществу скотоводческими, кельтские народы отмечали им начало пастбищного сезона.


Традиционно он празднуется с заката 30 апреля по закат 1 мая, символизируя пороговый переход от зимы к лету, от темного времени года к светлому, возрождение природы и начало нового жизненного цикла. В кельтских мифах Бельтайн - точка поворотных событий, сражений героев с чудовищами, победы порядка над хаосом и света над тьмой. В этот день границы с потусторонним миром становятся проницаемыми, потому магические ритуалы, проводимые в день начала лета, особенно действенны.

Beltane

Символы Белтайна

Основным символом Бельтайна у кельтов считался священный костер. Главным ритуалом было разжигание костров на вершинах гор или высоких холмов, причем не все породы деревьев можно было использовать в качестве топлива - как правило, использовали дуб. Накануне праздника во всех домах гасились огни, а на самом высоком холме близ селения раскладывали два костра из ранее собранных веток.
Старейшины племени с первыми лучами солнца разжигали трением священный огонь, сопровождая это молитвой солнцу и природным силам о защите от болезней, несчастий и засухи, о плодородии скота и хорошем урожае.
Люди приходили задолго до рассвета, пригоняли свой скот, пели гимн солнцу и проводили между кострами животных, чтобы дать им магическую защиту, зажигали от костров факелы и несли в свои дома, наполняя их светом священного огня. Церемонии с огнем несли двоякий смысл: во-первых, как знак почитания сил природы и в частности бога солнца; во-вторых, как средство очищения от всего темного и отжившего.
Не только европейские народы применяли огонь в ритуалах этого дня. В это же время у древних славян проходил свой праздник начала лета -"Живин день" - когда разжигались большие костры и все прыгали через огонь, проходя символическое очищение и возрождение после долгой зимы.
Со временем христианство вытеснило этот языческий праздник в том виде, в каком он проводился раньше, но полностью его искоренить не смогло.
Он трансформировался в европейскую Вальпургиеву ночь с 30 на 1 апреля, когда по поверьям ведьмы и черти собираются вместе и пируют. В деревнях ночью также жгли костры, обходили с факелами дома, дабы очистить их от злых духов, и верили в особую чудодейственную силу трав и растений в эту ночь.
Другими символами праздника Белтейн традиционно являются Майский шест или Майское дерево и цветы (в Англии день начала
лета именовался как Майский день). Цветы символизировали Богиню, а шест, как центральный фаллический символ, - Бога. Люди собирали цветы и зеленые ветви, чтобы украсить ими шест, себя и свои дома. Водили хороводы вокруг шеста, женщины касались его, чтобы приобщиться к сакральному акту плодородия и таким образом благополучно выносить потомство.
Выбирали Майскую королеву - самую красивую девушку селения, и Майского короля - победителя состязаний. Украшали их одежду живыми растениями и цветами, а затем праздновали Майскую свадьбу.
Таким образом приветствуется плодородие земли и людей. Ночью молодые парни и девушки уходили в леса и поля, чтобы заняться любовью, приветствуя плодородие земли.
Времена идут, а природа (и человек вместе с ней) продолжает жить по своим естественным ритмам, поэтому и сегодня праздник Белтейн не утрачивает актуальности. Напротив, в наши дни Белтейн обрел мировое значение, а традиции его живут и оберегаются. Это замечательное время для магии и ритуалов, так как в Белтейн истончается граница между миром живых и мертвых. Это время силы и перемен.
Beltane

Какие магические ритуалы хорошо проводить на Бельтайн?

Из праздников Северной Традиции именно Йоль считался самым главным и священным, наполненным силой. Тринадцать ночей Йоля, начиная с ночи солнцестояния, - пограничное время, когда все мирВ дни, когда празднуется Белтейн, нельзя давать в долг или отдавать свое имущество - напротив, следует все нести в дом.

Утреннюю росу, собранную 1 мая, рекомендуется использовать для приготовления зелий для красоты и удачи.

В канун праздника Белтайн собирают нужные растения (например, листья бузины или ветки рябины) и вешают их над дверью со словами:

"Бузина над дверью - счастье на порог". Такой зеленый амулет привлекает в дом благословение и защиту духов.

Хорошо дарить друг другу цветы, как символ плодородия, приносить в дом живые растения и распускающиеся веточки.

Для ритуалов этого дня (вернее, ночи) по традиции хорошо использовать следующие символы.
Камни:прозрачный кварц, золотистый тигровый глаз, топаз.

Благовония и масла: миндаль, дягиль, ясень, примула, ладан, боярышник, сирень, ноготки, роза.

Растения и другие символы: свечи, свежая и сушеная зелень, особенно боярышник, цветы в корзинах, роса, собранная майским утром, цветные ленты, веточки дуба, ясеня и терновника.

Перед празднованием необходимо принять очищающую ванну, поставив вокруг себя горящие зеленые либо белые свечи, зажечь благовония и разложить травы.

Само празднование лучше проводить в лесу - украсить живое дерево лентами, бусами, цветами и другими украшениями. Если нет возможности, принесите в дом небольшое деревце, можно комнатное растение. На него повесьте символы брака Бога и Богини - это могут быть фигурки из дерева, плетеные талисманы, мешочки с сушеными растениями, нитки бус. Вокруг выложите круг из камней, установите алтарь, зажгите на нем темно-зеленые свечи.

Призовите Бога и Богиню следующими словами:
О Мать Богиня, Королева ночи и земли!
О Отец Бог, Король дня и леса!
Я славлю ваш союз вместе с природой
Которая радуется в буйном кипении жизни и красок.
Примите мой дар в честь вашего союза, Мать Богиня и Отец Бог!

Участники благодарят эти силы за приход весны и предлагают божествам угощение. Затем обращаются со своими просьбами.

После подношения богам сами участники также приступают к трапезе. Это может быть овсяное печенье или молочные сладкие блюда.

На Бельтейн хорошо проводить обряды по улучшению здоровья, на зачатие ребенка, на рост энтузиазма и удачу в творческих делах и, конечно, на любовь.

Например, такой простой ритуал на привлечение любви.

Поставьте на стол розовую свечу и зеркало, в пиалу насыпьте лепестки красной розы, траву мелиссы и листья земляники, добавьте к ним три капли лавандового масла. Зажгите свечу, перемешайте своими руками травы и масло. Делая это, смотрите в зеркало и произносите: эти травы собраны вместе для поиска новой любви, для притяжения нового чувства и страсти, для обретения счастья.

Дайте догореть свече, а растения сложите в розовый мешочек, положите туда аметист и голубиное перо. Носите мешочек с собой.ы переплетались и встречались между собой. Тролли приходят в дома людей, боги и мертвые свободно перемещаются между границами миров, а живые, умеющие соприкасаться с миром мертвых, именно в эти дни могут выйти из тела и испытать иные формы бытия. Но это и дни великого праздника.

Какие праздники празднуют ведьмы? Бельтайн

Отмечаемый в ночь на 1 мая праздник Бельтайн (Beltane или Beltaine) был одним из двух самых важных праздников кельтского календарного года, который делился на два равных периода, открывавшихся большими праздниками — Самайном (Samhain) 1 ноября и Бельтайном (Бельтэйн) — 1 мая.


Эти даты были связаны с важнейшими вехами скотоводческого календаря — выгоном скота на летние пастбища в первые числа мая и возвращение его в стойла на зимний период — к 1 ноября. С древности обряды, приуроченные к этим двум праздничным дням, имели большое сходство между собой, так как по существу смысловое значение их совпадало: обрядовыми действиями люди стремились обеспечить благополучие своей семьи, всей общины, сохранить основу их благосостояния — скот и посевы.


Как и на Самайн, центральным ритуалом праздника Бельтайн было разжигание больших костров на вершинах гор или расположенных вблизи селения высоких холмов. По своему происхождению этот обряд, судя по отдельным сохранившимся фрагментам и по описанию его в исторических источниках, связан с культом солнца, составлявшим важную часть языческих верований древних кельтов.


Мистическая суть праздника Бельтайна состояла в том, что люди праздновали соединение между Богом-Солнцем и Богиней-Природой, которая, наконец, расцвела и готова любить и рожать, одаривать людей щедрыми дарами.


В древнеирландском языке «tene» — «огонь», корень «bel-», возможно, означает «сияющий» и связан с именами кельтских богов Белена (Бела) и Белисамы, и таким образом, название праздника можно перевести, как «сияющий огонь», или «Огонь Бела». Другая гипотеза связывает название Beltaine с др.-ирл. at-bail «умирает»; это предположение не исключает связи Белтане и Белена.


В разных странах название произносится по-разному. В древнеирландском языке оно произносилось, как «Белтане». В Ирландии как в английском, так и в ирландском языке произносится как «Bealtaine» (Бьялтана) и обозначает как праздник, так и месяц май. В шотландском (гэльском) языке праздник — и месяц май — называются Bealltainn (произносится как «Бьялтинн». В Англии и США название пишется как Beltane, произносится как «белтейн».


Праздник считается преимущественно ирландским и шотландским. Отмечался начиная с раннего Средневековья в Ирландии, Шотландии, реже в Уэльсе и Англии. В Уэльсе и многих других странах, населённых кельтами, праздник также существовал, но слово Bealtaine было неизвестно, и праздник назывался Галан-Май. В древней Ирландии главные празднества проходили в центре страны на холме Уснех (Uisneach, в нынешнем графстве Уэстмит).


Этому празднику придавалось особое религиозное значение. Он был посвящен богу солнца и плодородия Беленусу, которому приносили символические жертвы друиды, кельтские жрецы. Существовало поверье, что в дни праздника его можно увидеть спустившимся на землю. Согласно Книге захватов Ирландии, в этот день умер Партолон. Считалось также, что племена богини Дану прибыли в Ирландию именно во время этого праздника. В христианские времена этот языческий праздник был вытеснен церковными праздниками: близкой по дате Пасхой, праздником Святого Креста (Roodmas) и Днем Святой Вальпургии.


Белтейн приходится на самый пик весны и является одновременно символом наступающего лета. Как и другие кельтские праздники, Белтейн имеет свои символы. Так, если символами Дня Весеннего Равноденствия являлись молодые побеги и ростки, для Белтейна символы – цветы. В этот период все цветет, деревья покрыты молодой зеленью – природа открывает себя во всей красе. Поэтому Белтейн традиционно отмечался в лесу, под сенью зеленых деревьев. Согласно легендам, в этот день состоялась свадьба Бога и Богини, а потому Белтейн связывают с любовью и сексуальностью. Многие молодые пары в ночь Белтейна уединялись в лесу и приносили друг другу клятвы любви и верности.


Соединение двух частей для получения третьей – вот основная идея Белтейна. Поэтому на этот праздник принято плести венки: женщины обычно носят венки из весенних цветов, а мужчины – из зеленых листьев. В этот день люди посыпают пороги домов и подоконники лепестками примулы или украшают их зелеными ветками, для того, чтобы эльфы и феи не могли проникнуть в жилища людей, пока те празднуют. Все это должно быть срезано без помощи стали, чтобы только отстранить фей, а не оскорбить их. (Они не терпят стали и железа). Никто в этот день не должен срезать и рвать боярышник.


В вечер Белтейна кельты разжигали два больших костра – Огни Бела – из девяти священных деревьев. Огни Бела были священными, они призывали Бела (Бога Солнца) благословить народ. Между кострами прогоняли стада для очищения, защиты и увеличения плодовитости перед тем, как они отправятся на летние пастбища. Разжиганием костров отмечали возвращение жизни и плодородия земли. Пеплом от костров обтирали лица и разбрасывали по полям. Огонь в домашних очагах тушили и заново разжигали от костров Бела. Традиционно костер выкладывается из девяти пород деревьев, в крайнем случае, костер, собранный из одного вида дерева, пополняется ветками еще восьми.

Породы могут быть следующими: береза (Богиня, природа), дуб (символ Бога огня Бела), ель (рождение), ива (смерть), рябина (волшебство), яблоня (любовь), орешник (мудрость), боярышник (чистота, так же символ мая), сосна (темный Бог). Если праздник отмечается в помещении, то 9 маленьких щепочек от девяти пород деревьев сжигают в котле. Прыгая через горящий костер, люди, таким образом, сжигали свое прошлое, - это своеобразный очищающий ритуал. Горящая свеча зеленого цвета может олицетворять собой очищающее пламя традиционного костра Белтейна.


Кельты вешали на дверь Майский Сук и сажали во дворе Майский Куст из ветвей рябины, который украшали наподобие современной новогодней ёлки. В древности эти праздничные ритуалы были связаны с обрядами друидов для защиты от злых духов, но со временем утратили смысловую нагрузку. В странах и регионах, где часть населения составляют потомки кельтов праздник отмечается до сих пор, особенно в сельских районах. В Саксонии парни для увеличения плодородия скатывали горящие колеса с холмов в поля.


На Белтейн с надлежащими церемониями принято устанавливать Майский Шест, вокруг которого водят хороводы. Дерево, у которого срублены все ветви, украшали разноцветными лентами, листьями, цветами и венками. Дерево (столб) было своеобразным символом мужского начала (фаллический символ), а венок на его вершине и букеты вокруг него становились символом Женщины.

Молодые девушки и парни держались за концы лент и танцевали вокруг шеста, переплетая ленты. Круг танцоров должен был начинаться так далеко, насколько позволяла длина лент. Их количество должно было соответствовать числу парней и девушек. Парни шли по часовой стрелки, девушки – против часовой, двигались навстречу друг другу. По переплетениям лент предсказывали урожай в будущем году. Танцы вокруг шеста считались важным обрядом для возвращения плодородия земли. Это был магический эксперимент проведения энергии: парни и девушки весело танцевали вокруг шеста, держась за ленты, и энергия поднималась из недр земли, принося пробуждение и плодородие почвы.


В вечер Белтейна парни вешали сучья и ветви на окна и двери девушек, которые им нравились. На рассвете пары отправлялись в лес с гирляндами и ветвями деревьев. Время Белтейна означало хэндфастинг (свадьбу) Богини и Бога, пробуждение плодородия земли. Это союз между Великой Матерью и ее Супругом, их союз приносит новую жизнь на земле. На духовном уровне, это единство божественной мужественности и божественной женственности, которое порождает третье – сознание. На физическом уровне, это союз земли и солнца, с которого начинается рост урожая.


Как и в другие праздники, в Бельтайн важное значение играла трапеза. И традиционно она соответствовала времени года, а значит, в Бельтайн еда была довольно скромной, чаще вообще постной. Главным блюдом были лепешки из овса или грубой муки, они же были и основным ритуальным блюдом. Лепешки пеклись на горячих углях (на сковородке дом тоже можно!), но после выпекания лепешки сразу давались в руки — их не клали на тарелку или стол. И очень важно было удержать горячий хлеб, чтобы с его жаром в тело вошли тепло и жар Солнца (такая вот физиотерапия древности).

Готовили блюда из зелени. Хорошо пойдут зеленые салаты, зеленые щи, яйца и молочные продукты. Например, молодой сыр или творог с зеленью. Блюда из сушеных грибов — супы, пирожки. Салаты из щавеля, крапивы и одуванчиков. Молоко с медом.

Из алкоголя на Бельтайн положено только пиво или настоявшаяся за зиму настойка на травах и ягодах.


В этот день дома среди домашних и друзей можно поиграть в древнюю игру:

Половина самой большой — первой — первомайской лепешки обмазывалась черным углем, затем лепешка разламывалась на столько частей, сколько людей собралось за столом. И каждый, не глядя, выбирал от старшего в доме кусочек. Кому досталась светлая часть, тот год проживет радостно, счастливо и богато. Кто выбрал черную часть, того ждут трудности. Чтобы уберечься от них, надо совершить подвиг или выкупить свое счастье у темных сил.

Подвиг должен показывать удаль и мужество человека: прыгнуть через костер посреди квартиры будет сложновато, а вот двадцать раз присесть или отжаться вполне можно (Бельтайн, ведь, праздник молодости, когда проводились турниры, шуточные бои и подвижные игры).

Выкупом же могли быть цветы и конфеты, денежка, ленточки, другие украшения. Их подносили Духам на алтарь, клали на порог, чтобы разгулявшийся малый народец, ведьмы и колдуны в дом не заходили, а подарки забрали и ушли с благодарностью к тому, кто им их преподнес.

Кроме того, дарили эти подарки детям и молодым красивым девушкам, ленточками, гирляндами, цветными платочками и бусами украшали Майское дерево.


Главный цвет Белтейна зелёный. Зелёный – цвет природы, изобилия, полноты урожая, плодородия, и удачи.Так, например, согласно кельтской мифологии, одежды зеленого цвета могли носить только феи и эльфы, поэтому, чтобы их не оскорбить, простому смертному нельзя было надевать одежды зеленых цветов. Белый – ещё один цвет, который используется; белый приносит энергию очищения, мир, символизирует духовную силу. Другой цвет – красный, который несёт качественную энергию, силу, сексуальность, здоровье, потребление и сохранение. Солнечную энергию, силу жизни и счастья приносит в Белтейн жёлтый цвет. Голубой и пурпурный – расширение, удачу, магию, духовную власть и успех; розовый – энергию Венеры. Белтейн богат разными цветами, сверканием глаз и приподнятым духом, потому что уныние зимы осталось в прошлом.


А вот кроме цветов и маленьких подарочков для детей и представителей Силы ничего в этот день не дают и не дарят. Нельзя на Первомай отдавать деньги, брать и давать в долг, дарить имущество, одалживать соль, огонь, уголь, кормить щедро со своего стола. Гостям полагаются только те самые лепешки. Потому что тепло только началось: разбазаривать то, что осталось от зимы сейчас, когда только начали работы в поле, только скотину пастись выпустили, — значит, не уважать Дух Природы. Щедрость будем проявлять после сбора урожая — на Самайн.


Но вот что еще совершенно точно разрешается в Бельтайн, так это загадывать желания.

Можно для этого озадачиться и поиском боярышника – символического дерева этого праздника. Но в домашних условиях вполне сойдет и березовое поленце (можно небольшое).

Нужно всячески его украсить, зовем в него Силу Солнца, Любви и Природы. Можно спеть для него или станцевать вокруг, предварительно установив в своем доме (на стол или табурет, например), призывая в себе любовь, гармонию, радость, здоровье и все хорошее. Одинокие женщины могут попросить у Символа Мужчины собственно мужчину себе. Размеры бревнышка, которое вы выберете, вполне могут символизировать… молодецкую удаль и прыть суженого.

В общем, выбирайте по запросам. При этом можно, украшая Столб, просить его о качествах мужчины: повесьте на него золотую цепочку или прикрепите денежку, в знак того, чтобы у мужчины водились средства, синюю ленточку — в знак его мужественности, белую — в знак верности Любви, розовую — чтобы нежным был, любовь в нем была, зеленую — чтобы был здоровым. И т. п. по значениям цветов.


Все это же можно просить для своей семьи, а то и вовсе для себя, тогда украшаем Столб подходящими цветами для каждого желания:

• Синий – для защиты и исцеления;

• Зеленый – для процветания;

• Розовый и красный - для любви;

• Фиолетовый – для мудрости.


Можно украсить растущую в лесу или на даче молодую березку, а затем попросить у нее листочки, сок или веточек. Только 1. попросить! 2. обязательно замазать место среза, чтобы не погубить дерево. В старину резали без помощи стали — малый народец не любит железа. Но это если вы живете на территории, где есть фейри — Ирландия, Шотландия, Исландия и т.п.

Листочки и веточки можно принести домой, использовать в банном венике или просто высушить в доме, чтобы такой «букет» в течение года нес в дом ощущение праздника и Весны. Кстати, листики с майского дерева можно с просьбой о Любви к Богу Солнца и Богине Природы подкинуть симпатичным вам мужчине или женщине — легкий безболезненный приворот. А можно заварить их для ванны, чтобы самому наполниться здоровьем и привлекательностью. Причем, привлекательность будет не наностная, а такая, которая идет из вашего естества. Она будет показывать то хорошее, что есть в вас на самом деле.

Белтейн - праздник ведьм!

Традиции Белтейна

Традиции этого праздника разные, причем не только от местности к местности, от племени к племени, но и от рода деятельности народов. Так, у народов, которые в основном жили скотоводством, обряды сильно отличаются от тех, кто жил за счет земледелия.
Однако, общие черты характеризующие Белтейн есть и они одинаковы у всех племен:
  1. Во-первых, это затушивание зимних огней и разжигание новых, летних;
  2. Во-вторых, жертвоприношения (как бескровные, так и кровавые);
  3. В-третьих, встреча рассвета нового дня. Это часть культа солнца.
Давайте рассмотрим эти три общих черты подробнее.

Костры Белтейна
Традиция разведения огня на возвышенности в майскую ночь свойственна почти всем европейским народам. Причем, как говорят некоторые письменные источники, подобные костры поддерживались очень долго, иногда даже целый год.
Также существуют поверья о «первом огне» Белтейна:
Тот, кто в майскую ночь зажигает первый огонь, будет обладать властью над Ирландией весь наступающий год.
Ну, это у ирландцев. А вообще, как уже говорилось выше, костры Бельтейна в майскую ночь загорались повсеместно на кельтских территориях. И это были ритуальные костры, они складывались из разных деревьев: собирали и связывали в вязанки 9 разных пород древесины. В одной вязанке могло быть по три разных породы дерева и каждое дерево несло в себе определенные символы:

  • береза (символизирующая богиню);
  • дуб (бог);
  • ель (рождение);
  • ива (смерть);
  • рябина (волшебство);
  • яблоня (любовь);
  • виноградная лоза (радость);
  • орешник (мудрость);
  • боярышник (чистота, май).
Самый главный костер складывали на какой-либо возвышенности, холме, и он не был единственным: у подножия холма складывали еще несколько костров. Вокруг костра часто выкапывали ров – для присутствующих людей, чтобы они находились заведомо ниже огня – эта традиция хорошо сохранилась в Шотландии и некоторых частях Ирландии.
Ритуальные костры Белтайна зажигали так называемым «чистым способом». Очень часто встречаются упоминая о том, что огонь зажигали от солнечных лучей. Но есть небольшое «но», майские костры зажигались после заката, так что эта версия не самая правдоподобная.

Есть и вторая версия, по который огонь для костров Белтайна добывали при помощи трения. А все остальные способы считались «нечистыми».

Жертвоприношения
Жертвоприношения — неотъемлемая часть многих древних праздников, а их цели в общем и целом, схожи. Если говорить о Белтайне, то цели его жертвоприношений были следующими:
  • увеличение плодородия;
  • защита от злых сил;
  • поддержание мироустройства.
Что касается огненных жертв в весенний день, то они были двух типов — кровавые и бескровные.

Кровавые жертвоприношения
Многих наверняка интересует, чья кровь проливалась в эту праздничную ночь? Неужели людей? Есть мнения, что и их тоже, в раннюю эпоху. В «Записках о галльской войне» говорится, что некоторых преступников сжигали живьем внутри плетеного из веток чучела. Но не говорится, что это делалось именно в праздник Белтайн. А вот Тацит утверждает, что плетеное чучело, наполненное людьми сжигали именно в эту майскую ночь.
Но даже если такое и практиковалось, то не повсеместно, а вот обычай приносить в жертву животных, практиковался весьма широко.

Отдавали новорожденных всех животных во владения Белю.
До наших дней дошли свидетельства о весеннем сжигании овцы живьем. По другим источникам, жертв, все-таки, сначала обезглавливали (обычай Tamnadh, от tamnaid, «обезглавливать»). Впрочем, могло быть и так и так.
Бескровные жертвы
Согласно древнему ритуалу, на Белтайн необходимо было выпечь, так называемый, первомайский пирог. От и до — эта еда ритуальная:
  • тесто для него замешивали без использования посуды;
  • пекли на огне, положив тесто на камень;
  • готовый хлеб нельзя было класть в посуду или на стол, он обязательно должен был оставаться на руках.
Все дело в том, что во время выпечки, эта еда впитывала в себя священную силу огня, а любой искусственный предмет, такой как посуда, мог оттянуть эту силу. Но и это еще не все, часть этого пирога использовалась в жеребьевке (один из его кусочков был с золой). Об этом ниже.

Эта гуманная и интересная традиция позднего периода, когда уже ни о каких кровавых человеческих жертвоприношениях и речи быть не могло. То есть, людская кровь не лилась, но «жертва» все же была, и определял ее жребий среди неженатых. Тот кому он выпадал, становился «избранным» (в центральных районах Шотландии – Cailleach beal-teine, Кильях Белтейн, «майской старухой», каргой) прыгал через костер семь раз (некоторые источники говорят, что прыгнуть надо было трижды, или не прыгнуть, а перекатиться) и, как бы, умирал в глазах всей общины. С «жертвой» никто не разговаривал целый год.
Но обычно, когда мы говорим о бескровных жертвоприношениях, то подразумеваем, что-то более или менее съедобное. Например хлеб или лепешки, но это еще не все. Так же в жертву приносили ритуальное зерно, зимние обереги и так далее.

Культ солнца

Вообще, ни разу не новость, что древние обожествляли солнце и жили в единении с природой. Я от статьи к статье возвращаюсь к этой теме. И вот, как раз, встреча рассвета в Белтайн — это часть солнечного культа кельтов. До наших дней дошло огромное количество топонимов, связанных с этой традицией: «холм рассвета», «холм восхода дня», «холм майского солнца» и так далее.
Этот обычай сохранился и по сей день, но, конечно, немного видоизменился. Раньше люди приветствовали бога солнца плясками, пением гимнов, кострами и жертвоприношениями. Даже венок с подвешенными к нему шарами (символами Солнца и Луны), который принято надевать на голову — тоже своеобразная форма приветствия.
Всеобщим обычаем, сохранившимся до наших дней, является отголосок обряда встречи восхода солнца. В древности люди встречали Солнечного Бога кострами, плясками, пением гимнов и жертвоприношениями. Разнообразные рожки и трубы сопровождали восход солнца. Солнечную символику мы видим в ирландском обычае надевать на головы венки с подвешенными к ним двумя шарами, символизирующими солнце и луну.

«Искусный во многих ремеслах, Луг,
Великолепен лик его, подобный Солнцу.
Быстро, как ветер весны, он правит лошадьми Мананнана.
Чем, кроме как Солнце, это может быть?
- Это Сияние Длиннорукого Луга!»
Сейчас празднование Белтайна не несет в себе столько ритуальности (если вы не последователь Викки), это обычные гуляния молодежи, сопровождаемые теми же песнями, плясками и кострами.

Прочие традиции

Как уже говорилось выше, обрядов и ритуалов, проводимых в майскую ночь множество. Подробно о каждом поговорить не удастся, и даже перечислить их все, вряд ли получится в одно статье. Но я попробую, итак:


Белтайн — магическое время, в которое значительно увеличивается целебная сила боярышника, клевера, ландыша. Практически все растения в этот праздник несут в себе силу плодородия.


Боярышник было не принято рвать, ни в коем случая, иначе быть беде (или потере любви). Однако, не во всех регионах, кое-где, именно им украшали жилище.


Пороги и подоконники посыпали лепестками и листьями примулы. Также их вешали над дверью, под крышей, раскладывали на дорожке, ведущей к дому и вокруг колодцев. Это делалось для защиты от темных сил.


Роса, выпавшая в ночь на 1 мая, считается благотворной, по ней ходили босиком и использовали для умывания. Девушки считали, что такое умывание дарует красоту и здоровье. По первомайской росе прогоняли скот, чтобы защитить его от болезней.


Еще один важный ритуал Белтайна — коронование Майских короля или королевы. Вообще, в некоторых источниках говорят о короновании только королевы, но Белтайн — это еще и празднование священного бракосочетания, а значит, королеве без короля никак.


Не стоит забывать и про Майский шест, или же Майское дерево, которое очень часто сооружают в этот праздник.


Люди дарят друг другу цветы, как символ плодородия, и стараются принести в дом ветвь с распускающимися листочками.


Белтайн — это еще и пастушеский праздник, в эти праздничные дни пастухи выгоняли скот на пастбища и проводили защитные ритуалы. Для одного из них пекли для себя специальные овсяные лепешки, круглой или треугольной формы. Кусочки таких лепешек пастух обязательно бросал через плечо в качестве жертвы диким животным, приговаривая:


«Брат волк, вот тебе мой хлеб – не тронь моих овец, брат лис, вот тебе мой хлеб, не тронь моих козлят… брат ворон…»

Так же, при помощи таких лепешек гадали, их запускали с горки и смотрели, что получится.


В старой Ирландии люди верили, что в промежуток между закатом кануна Майского Дня и восходом солнца следующего дня «добрый народец» и разные духи меняют место своего обитания. И их легко можно было встретить.


Магия в это время года наиболее могущественна, кое-кто даже считает, что намного могущественнее, чем в Хэллоуин. Возможно именно поэтому вокруг Белтайна собралось столько суеверий и легенд и именно поэтому некоторые эту ночь не любят и даже бояться.

Простые способы отметить Белтейн

Безусловно, праздновать Белтейн лучше в дружной компании единомышленников. Но даже в одиночестве можно вознести молитву или, например, оставить вкусное подношение домашним феям в доме или в саду, как это делали кельты. Еще лучше совершить ритуал «Успешные начинания».


Организовать в этот период важный бизнес-проект — это тоже своего рода дань языческим богам плодородия. Всегда можно выйти в сад, чтобы посадить со своим ребенком дерево, куст или цветок. А вечером зажечь свечу и открыть роман фэнтези, где юные девушки весело прыгают через костер, отмечая Белтейн.

Полезное видео

Еще одним распространенным аспектом праздника, сохранившимся до начала двадцатого века, были всевозможные украшения на домах и заборах из цветущих ветвей деревьев. В качестве украшения использовались ветви рябины, а чаще всего боярышника. Боярышник во время цветения в кельтских странах принято называть «майский куст» или «Май Буш». Цветущие ветви боярышника использовали так же и для ритуальных костров. «Май Буш» был популярен в некоторых частях Ирландии до конца девятнадцатого века. Обычно цветущий куст боярышника украшали разноцветными лентами, бусами, яркими сладостями. В города эти кусты специально привозились из сельской местности и украшались всем кварталом. Вокруг Майского дерева водили хороводы, плясали, пели песни, а в конце праздника сжигали вместе со всеми бусами и лентами. Все ритуалы праздника Белтейн вымерли к середине двадцатого века. Продолжались лишь некоторые обычаи и не повсеместно, как это было у друидов, а лишь в некоторых местностях. Сейчас пробуют возвращать некоторые из обрядов Белтейна, но это культурное возрождение, а не выжившая традиция.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website